Зачем в объявлениях делают грубые ошибки. Ошибки в рекламных текстах. Высокая стоимость кликов при неверных лимитах


Главной задачей рекламодателя является привлечение внимания покупателей к товару или услуге, и чаще всего он делает это при помощи всевозможных ошибок. Мы предполагаем, что случайные ошибки допускаются в рекламе очень редко, и на сомам деле они созданы намеренно.


Следует признать, что намеренные ошибки действительно привлекают внимание грамотных людей, но где уверенность, что именно они не повлекут за собой массовые болезни языка и не будут влиять на речевой облик общества? Проведя анализ рекламы, мы отследили, что в текстах рекламных объявлений содержатся: а) логические противоречия; б) грамматические ошибки; в) лексические, стилистические дефекты.


Установлено, что в рекламе допускаются грубейшие орфографические, лексические, фактические, пунктуационные, логические и речевые ошибки. Сейчас реклама повсюду: в газетах, в журналах, на телевизионном экране, а также на домах, остановках, щитах, магазинах. Она распространяется очень быстро, и сейчас рекламодатели практически не уделяют внимание грамотному написанию или произношению текстов объявлений.


Ошибка в объявлении на столбе: "Продается машинка для стрижки волос китайского производства".(Где взять волосы китайского производства?) В рекламе семечек «Белочка» на оренбургском ТВ в конце ролика появляется слоган: «Друзьям, советуем лучшее». Пример логической ошибки будет в следующем рекламном объявлении: окно – это лицо вашего дома! Если окно - лицо, то сколько у дома лиц? Примерами орфографических ошибок в рекламе являются: «кнорр – вкусен и скорр», «надо жить приПИВАючи» и лексические несоответствия: «убивает наповал» и «вкусные радости каждый день» в одном предложении о лапше. Примером лексических ошибок является: настоящая итальянская плитка, сделанная в России (сочетание несочетаемых слов «настоящая итальянская» и «из России»)


Телевидение охватывает самую большую аудиторию слушателей. Для рекламы по телевидению используются слайды, кино и видео ролики. Телевизионная реклама имеет некоторые недостатки: - кратковременность и эпизодичность; - высокая стоимость, следовательно, краткость в изложении ассортимента и качеств продукции; - речевые и фактические ошибки. В рекламных роликах часто допускаются речевые и фактические ошибки. Например, Леонид Куравлев, рекламируя циркониевый браслет, уверяет, что у него «давления теперь - никакого». По утверждению же врачей, если у человека нет никакого артериального давления, значит он мертв. Каким же образом Леонид Куравлев уверяет, что у него нет никакого давления?


В рекламе электрического чайника «Tefal» допущена лексическая ошибка. В конце видео-ролика появляется слоган: «За вас думает Tefal» (как техника может думать?) При рекламировании одежды была использован следующая фраза: «Язык шопинга понятен каждому» (сочетание несочетаемых слов «язык» и «шопинг») Ошибка была допущена в рекламе лекарственного препарата. «Не просто «пшик», а Стопангин», -неоправданное употребление междометия.


В рекламе пива есть слоган: "Бочкарев" - правильное пиво. В современном русском языке, согласно литературной норме, прилагательное «правильный» имеет значения: "1.Правильное произношение Правильная смена времен года. 3. Верный, соответствующий действительности, такой, как должно... Правильная политика..." Таким образом, это прилагательное сочетается только с существительными неодушевленными, отвлеченными (обозначающими абстрактные понятия). Слово «пиво» - существительное неодушевленное, но обозначает конкретное понятие. Значит, с прилагательным «правильный» в литературном языке оно не может сочетаться. Это грубая лексическая ошибка.


В газете «Аргументы и Факты» в одном номере в рекламном объявлении на первой странице помещено два объявления, в которых множественное число слова трактор в одном случае употребляется как «тракторы», в другом – «трактора». Это орфоэпическая ошибка. В рекламном объявлении ошибка в названии газеты «Ва-банкъ». Устаревшее написание было отменено в 1918году, поэтому слово написано неправильно.


В данной рекламе подразумевалось слово «песец» – полярная лисица с ценным мехом, из которого можно сделать прекрасное тёплое зимнее пальто. В рекламе распродажи пальто была допущена логическая ошибка в написании слова «писец». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «писец» означает переписчик, писарь.


На одном из рекламных щитов г. Москвы была найдена ошибка в рекламе москонцерта. В интернете был создан сайт-форум для обсуждения данной ошибки и «рекламных промахов» в целом. Из письменных рассуждений следует, что многие люди озабочены столь стремительным распространением ошибок. «Что же будет дальше, если правительство совсем перестанет следить за этим???» – пишет одна девочка. Была найдена пунктуационная ошибка на рекламном щите в 2005г. О на была замечена, но д о сих пор не исправлена властями.




Информация была найдена при помощи интернета на сайте а так же при помощи поисковых систем: «Яndex», «Rambler», «Google», «Yahoo!» «Апорт!». Также фотографии ошибок были найдены на рекламных щитах города, из журналов, газет. Над проектом работали: И. Р. Боюр, А.С Аханьков.

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Никто не может с первого раза выдавать достойный результат. Контекстной рекламе не учат в университетах. Рекомендаций, которые дает Яндекс, недостаточно. Без практики, без ошибок вы не научитесь вести рекламные кампании. Только личный опыт.

В этом материале мы собрали распространенные ошибки, которые встречаются в разных РК. Это чек-лист, по которому вы можете узнать, правильно ли настроили рекламу.

Начнем с распространенных ошибок новичков.

Ошибки новичков в контекстной рекламе

Идеальная теоретическая подкованность

Никуда без матчасти. В этом пункте речь о тех специалистах, которые прочитали кучу книг, мониторят десятки порталов о контексте, слушали сотни вебинаров… И не применяли знания на практике.

Теория нужна. Но без практики вы ничего не добьетесь.

Работать по шаблонам

Новичок может найти свою схему, которая будет работать для нескольких рекламных кампаний и приносить успех.

Если слепо копировать стратегию той кампании, которая работает успешно, в новую - контекст превратится в лото. Либо повезет и схема сработает, либо бюджет сольется в никуда.

Каждый бизнес уникален. Даже два цветочных магазина могут функционировать по разным моделям. То, что сработало для одного, не обязательно сработает для другого. Поэтому нельзя слепо копировать схему, которая вдруг оказалась успешной.

Делать идеальную РК

Есть поговорка: "Лучшее - враг хорошего".

Никто не может создать идеальную кампанию, которая будет отрабатывать на 100%, приносить вам клиентов и заявки. В погоне за заоблачным результатом возрастает риск все испортить.

Старайтесь минимизировать расходы и увеличивать показатель рентабельности, пробовать и тестировать новые методы. Но помните, что всегда можно что-то упустить, и в этом нет ничего зазорного.

Бросать рекламную кампанию на произвол

Интернет-маркетинг - динамическая сфера, в которой нет праздников и выходных. Мы ищем товары в интернете и вечером, и ночью, и в выходные. А значит, рекламная среда постоянно меняется.

Запустили РК? Отлично! Самое время проанализировать ее работу:

  • оценить рентабельность;
  • провести тестирование;
  • убрать нецелевые ключи;
  • защитить рекламу от конкурентов.

Делать лишь по-своему

В психологии есть эффект Даннинга-Крюгера. Это ситуация, когда новичок, лишь недавно начавший заниматься делом, уже думает, что он многое умеет. Как результат, начинающий специалист поддаются чувству собственного профессионализма и не прислушивается к сторонним советам.

С одной стороны, специалист труднее будет учиться новому. Он же уже научился! С другой - при разговоре с заказчиком могут возникнуть нереальные ожидания от рекламы. А при провале и спрос со специалиста будет соответствующий.

Беспрекословно следовать за человеком из интернета

Знаете, когда я начал работать в сфере интернет-маркетинга, в соцсетях меня завалила реклама обучающих курсов и вебинаров. Все объявления, как на подбор - "Работай, сколько хочешь", "Зарабатывай из любой точки мира". Какие-то посты сопровождались яркими картинками с Карибских островов.

Обучение - всегда полезно. Вы узнаете что-то новое, учитесь интересным методикам. Речь о том, что ничего не следует принимать на веру. Для любой фишки:

  • постройте гипотезу - какие будут затраты, какие вы ждете результаты;
  • проведите тестирование;
  • проанализируйте.

Не бойтесь применять в работе новое. Но тестируйте все изменения, анализируйте ситуацию. Вы же маркетолог.

Давать рекламодателю меньше, чем оговорено

Вопрос этичности и профессионализма.

Многие начинающие специалисты грешат тем, что деньги взяли, но что-то забыли, где-то растянули сроки. Даже банально не подготовили отчет вовремя. В итоге подвели клиента.

В интернет-маркетинге высокая конкуренция. Поэтому работник, который подводит клиента, точно никогда не выйдет на должный уровень. Сарафанное радио тоже работает.

Бояться учиться новому

Выше мы уже сказали, что в интернете полно обучающих курсов, которые обещают сладкую жизнь и минимум усилий для достижения целей. Среди всех обучающих вебинаров, мастер-классов и платных курсов много обычных пересказов справки рекламных систем, которые доступны всем.

Однако всегда можно найти что-то новое и интересное. Не бойтесь пробовать советы, просто не забывайте о тестировании.

Доверять справке Яндекс.Директа

Справка - это краткое описание возможностей и функций. Поэтому доверяй, но проверяй.

Когда вы покупаете холодильник, к нему тоже полагается инструкция в комплекте. Вы узнаете, как его включать, как регулировать мощность, какие признаки говорят, что агрегат сломан. А чтобы его починить, наверняка вы обратитесь к мастерую

Справка - такая же инструкция. Она рассказывает основные моменты, но чему-то новому она вас не научит.

Ошибки в конструкции объявления

Не делать мобильную версию объявления

Смартфоны дают существенную долю трафика на сайт. Уже сейчас Google ввел Mobile-first indexing. Поэтому не забывайте адаптировать объявления под смартфоны.

Для этого есть отдельная галочка в Директе.

Экраны смартфонов меньше, чем у персональных компьютеров. Человек, который ищет информацию, хочет как можно быстрее получить ответ на свой вопрос. Придумайте короткий и яркий, релевантный заголовок для вашего товара.

Не забывайте и о том, что с телефона человеку проще вам позвонить. Добавьте в объявление номер. Кроме того, возможно потребуется изменить призыв к действию. Вы же хотите, чтобы человек позвонил вам.

Не использовать быстрые ссылки

Например, вам нужна ветеринарная клиника. А здоровье питомца вы не согласны доверить первой строчке в Яндексе.

Не прописывать второй заголовок

Второй заголовок дает дополнительные символы в тексте объявления.

Он увеличит показатель кликабельности от 5 до 10%.

В дополнение к основному заголовку вы можете указать дополнительную информацию, которая склонит пользователя к покупке. Например, укажите название бренда, выгодные преимущества или действующие скидки.

Не добавлять контактную информацию

Чем больше каналов связи есть, тем вероятнее, что человек все же с вами свяжется.

Мы уже говорили про кампании для мобильных устройств. К десктопным кампаниям это тоже относится. Добавьте номера телефонов, электронный адрес - дайте возможность к вам обратиться.

Нерелевантный заголовок или ссылка

Кроме этого, вам легче написать детальный, яркий текст. Человек ищет черный мотоцикл-чоппер? Покажите ему соответствующее объявление. При общем тексте вы сможете привести пользователя только на список товаров, а не конкретно на ту позицию, которая ему интересна. Получите снижение конверсии.

Не использовать дополнительные элементы

Кроме текста, контактов и быстрых ссылок вы можете дополнить объявление другими элементами:

  • уточнением;
  • видеодополнением;
  • изображением;
  • визиткой.

Не использовать эти элементы значит упустить место в выдаче, которое сделает ссылку заметнее.

Ошибки в стратегии

Забывать про ретаргетинг/ремаркетинг

Ретаргетинг в Директе и ремаркетинг в AdWords - это показ объявлений пользователям, которые уже были на вашем сайте, в РСЯ или КМС.

По статистике, конверсия при повторном просмотре сайта может достигать 30%.

Не настроить связь со счетчиком Метрики

В 30% рекламных кампаний не настроена связь со счетчиком метрики. Поэтому система аналитики неправильно отслеживает достижения целей (даже если сами они настроены), у аналитика неверная информация о конверсии рекламы.

При этом, специалист не сможет воспользоваться настройками для автоматизации управления ставками, у него возникнут проблемы с ретаргетингом.

Когда все настроено верно, вы увидите дополнительную информацию по трафику - например, показатели отказов, конверсионные параметры.

Не отсеивать минус-слова

Минус-слова - это ключи, который не приводят к вам целевого пользователя.

Приведем пример. Вы продаете аквариумы, настраиваете рекламу. По слову "аквариум" вас увидят и рыбоводы, и поклонники Гребенщикова. Поэтому нужно составить список тех слов, которые отсекут нецелевую аудиторию.

Ранее мы уже определились с вами, что кампанию нельзя просто бросать. В ходе анализа проверяйте ключи, по которым продвигаетесь и следите за списком минус-слов. Его тоже придется регулярно обновлять.

Не разделять кампании

Кампании на поиске - те, которые мы видим в поисковой выдаче. РСЯ - сеть партнерских сайтов Яндекса, пользователи которых также видят рекламные объявления.

Объявления отличаются друг от друга и в настройке, и в аудиториях, и в возможностях.

Не настраивать географический таргетинг

Геотаргетинг - ориентированность ваших кампаний на жителей определенного города, региона, страны. Если ваш магазин работает только в Воронеже и не делает доставку в другие города, смысла показывать рекламу в Рязани нет никакого.

Не следить за модерацией

Все кампании по настройке проходят проверку.

Снова повторим: не бросайте свои кампании на произвол. Незамеченные вовремя отклоненные объявления - это упущенные конверсии и продажи.

Не оптимизировать кампанию под РСЯ

Реклама на РСЯ - отдельная история. Объявления пользователь видит, когда просматривает сайт-партнер, на который пришел за полезной информацией. Поэтому для рекламодателя, с одной стороны, нужно не раздражать посетителя сайта, а с другой - показать предложение.

  • Вы можете (и должны!) добавлять картинки к рекламному объявлению в РСЯ.
  • Поскольку ключевые слова для РСЯ не подсвечиваются, используйте всю фантазию для привлечения внимания.
  • Тестируйте разные форматы.

Не настраивать отраслевые и региональные кампании

Вот пример, который я нашел на одном сайте о контекстной рекламе.

Для компании, которая занимается несколькими направлениями, целесообразно разделять кампании в соответствии с этими направлениями. Не сливайте все в одно ведро.

Не проанализировать структуру рекламных кампаний

Без анализа структуры невозможно аналитика рекламных кампаний. Например, когда вы разобьете фразы на группы, вы не сможете сказать, какая из них самая результативная.

  • с именем бренда;
  • с типом кузова;
  • по моделям авто;
  • с учетом географии автосалона.

При переходе по ссылке в рекламе сайт не открывается

Банально, но некоторые сайты могут не открываться у пользователя.

Запускать рекламу на товары без спроса

Речь не о случае, когда вы выводите на рынок свой новый продукт или запускаете новую услугу.

Изучите спрос на ваш товар по ключевым словам.

Например, есть человек, который торгует сложными установками для сахарного завода. Его потенциальные клиенты - предприятия по производству сахара, который в стране всего 40.

Не анализировать конкурентов

Вместе с этим не забывайте, что низкая цена и 100500 вариантов доставки все еще не завоюют сердце покупателя. Поэтому удобство и дизайн.

Искать максимальный охват при минимальных затратах

Запаситесь средствами на клики. Запустите кампанию, дайте ей поработать. Затем соберите аналитику, прикиньте свои варианты. Со временем, обычно, цена клика снижается, если вы все настроите верно.

Высокая стоимость кликов при неверных лимитах

Это другая крайность ситуации из предыдущего пункта. Вы тратите огромную сумму на рекламу ежемесячно, но она не приносит результатов. Например, пользователь может просто заинтересоваться вашим сайтом, из любопытства зайти на него, но не сделать заказ.

Если у вас товар или услуга, которая нужна здесь и сейчас - например, экстренное открытие дверей, тогда разумно стараться оказаться выше конкурентов.

Для товара меньшей срочности можно попробовать сэкономить, установить дневной лимит на рекламу. Так у вас не уйдет весь бюджет за день. Вы постепенно будете накапливать информацию о РК, чтобы потом сделать выводы и скорректировать стратегию.

Неверное семантическое ядро

Не пытайтесь охватить все и сразу. Часто неэффективность кампании объясняется неверной семантикой. Я вспоминаю советы Константина Найчукова из eLama о том, что не стоит набивать кампанию over9000 ключами.

Настолько широкая семантика ничего не даст. Поэтому не начинайте рекламу с показа по высокочастотникам и околотематическим словам. Воспользуйтесь для начала максимально целевыми фразами.

Уделите внимание не количеству, а качеству фраз. А затем сможете добавить и конкурентные фразы, и более общие, чтобы привести дополнительную аудиторию. Следите за качеством трафика.

Использовать готовые списки минус-слов

Поскольку каждый бизнес уникален. Да, готовые списки минус-слов можно найти для большинства тематик.

Однако не используйте их бездумно. Можете исключить часть целевой аудитории и потерять клиентов.

Не пользоваться системами автоматизации

Вы можете выставить суточный лимит на рекламу, если бюджет ограничен. Можете настроить такое управление ставками, которое поможет существенно снизить стоимость клика. Можете настроить время показа - например, если привлекаете звонки, а менеджер работает только до 18:00.

Пытаться занимать первую позицию в поиске

Стратегия "Быть первым во всем" подходит далеко не для каждого типа бизнеса.

Вы оставите конкурента внизу, это здорово. Но не всегда стратегия принесет эффект. Обычно маркетологи строят воронку продаж и стараются моделировать ситуацию. Оцените свои показатели и решите, готовы ли вы платить по максимуму за первое место на поиске.

Показывать рекламу только в рабочее время

Конечно, для некоторых случаев (например, как в примере выше, вы не можете обрабатывать звонки в выходные) рекламу нецелесообразно показывать в нерабочее время.

Заключение

Я постарался собрать для вас самые важные ошибки при запуске и ведении кампаний, при обучении контекстной рекламе. Наверняка, у вас есть собственные примеры.

Давайте вместе учиться на ошибках? Пишите в комментариях о личном опыте. Сделаем контекстную рекламу проще.

Иликбаева Валерия, Шайгатдарова Алсу

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение городского округа «Гимназия №1»

Исследовательская работа

на тему:

Выполнили: ученицы 5 «А» класса

МОБУ «Гимназия №1»

Шайгатдарова Алсу,

Иликбаева Валерия

Научный руководитель: учитель

русского языка и литературы

Габдрахманова Л.М.

Нефтекамск

2012 г.

Глава 1

Глава 2

Приложение

Введение

Появление новых более совершенных средств массовой коммуникации дало возможность рекламе достигнуть гигантских масштабов.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Задача рекламы – побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т.п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).

По месту и способу размещения существует следующие виды рекламоносителей: телевизионная, радио, печатная, наружная, при справочном обслуживании, транспортная, реклама в кинотеатрах, прямая почтовая рассылка, Интернет-реклама, реклама в местах продаж, вирусная реклама.

Нас интересует печатная реклама. Одной из разновидностей рекламного текста являются рекламные объявления. Можно сказать, что они являются основной частью рекламной кампании. Назначение их вполне очевидно – они нужны для того, чтобы марка товара или услуги осела в памяти потребителя, и у него возникло желание купить то, что предлагает рекламодатель. Во многом успех рекламной кампании зависит от рекламных объявлений. Ведь рекламные объявления призваны обратить на себя внимание, заставить прочесть их. Но нередко в текстах рекламных объявлений допускаются орфографические ошибки.

В современном обществе прослеживается тенденция к общей безграмотности населения. Незнание правил правописания приводит к тому, что всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические ошибки.

Так как в настоящее время происходит падение грамотности, культуры письменной речи, тема данной исследовательской работы является актуальной.

Объектом исследования в научной работе являются орфографические ошибки.

Предмет исследования - орфографические ошибки в рекламных объявлениях.

Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы выявить виды орфографических ошибок в рекламных объявлениях.

Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи :

Охарактеризовать орфографию как науку;

Классифицировать орфографические ошибки и причины их появления;

Цели и задачи определили структуру данного исследования.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1

В Большой советской энциклопедии дается следующее определение слову «реклама»:

1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.

2) распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т. п. с целью создания им популярности.

Вполне естественно, что история возникновения рекламы начинается с появления торговли и товарообмена. А товарообмен существует, как известно очень давно.

Развитая – но не в нашем современном понятии – рекламная деятельность существовала в Древнем Риме, о чем красноречиво свидетельствуют более полутора тысяч надписей. Характер рекламы очень многообразен – экономическая, торговая, политическая, объявления о различных услугах и даже призывы к охране природы.

Среди надписей в Помпеях археологи нашли одно из самых древних упоминаний о пропаже и уплате вознаграждения нашедшему ее: «Из этой лавки пропал медный сосуд. Возвратившему его будет уплачено 65 сестерциев. Указавшему вора…».

Рекламировались любые заведения, приносящие владельцу прибыль. Например, термы (бани) – любимое место отдыха римлян. Известны и примеры политической рекламы накануне выборов политиков и администраторов: «Прошу, чтобы вы сделали эдилом (судьей) Модеста».

Во времена правления императора Августа возникает так называемая протогазета – «acta diurna populi romani» – ежедневные сводки («публиковавшиеся» на выбеленных досках) об официальных сведениях и распоряжениях правительства, в том числе и частного характера – например, о продаже недвижимости.

Для привлечения внимания покупателя продавцы использовали и «шумовые эффекты» – барабанный бой, колокольный звон, поскольку большинство населения не было грамотным (вспомним, что Буратино привлекла к цирку именно игра оркестра). Игра музыкальных инструментов останется популярной формой рекламы и в Средние века.

При господстве натурального хозяйства в средневековье рекламное дело замирает, поскольку все необходимое производится внутри поместья феодала, и ни о какой конкуренции не могло идти речи. Но реклама не умирает. В городе существуют глашатаи, которые с точки зрения рекламной деятельности приобретают особую роль.

Некоторым глашатаям местная администрация разрешала собирать «рекламные объявления» у населения на куплю-продажу чего-либо и оповещать всех и вся.

Глашатай - работник торгового предприятия, зазывающий или предлагающий на улице, в общественных местах прохожим товары или услуги.

Наряду с глашатаями, в средневековом (как и в античном) городе голосовой рекламой на улицах и площадях занимались торговцы и ремесленники, призывающие купить свой товар. По выражению одного из ученых, «роль "криков" Парижа» в площадной и уличной жизни города была громадной. Улицы и площади буквально звенели от этих разнообразнейших криков. Для каждого товара – еды, вина или вещи – были свои слова и своя мелодия крика, своя интонация, то есть свой словесный и музыкальный образ».

Агрессивность некоторых методов купцов и зазывал вынуждала общество позаботиться – уже в средневековье! – о выработке правил цивилизованной торговли, об ограничениях в рекламном деле. В парижском «Регистре» (вышедшему в XII – XIII вв.) можно найти следующие строки: «Никто не может и не должен зазывать, ни привлекать покупателя, который стоит у другого прилавка или у другого дома; а если кто так делает, он платит королю 5 су штрафа и 5 су братству…». Стоит ли говорить, что запреты неоднократно нарушались?

Вторым направлением средневековой рекламы являлось изобразительное творчество – первые сведения о красочных вывесках относятся еще к XII в.! До появления печатного дела реклама воспроизводилась в виде рукописных так называемых летучих листков. Естественно, листки имели хождение в ограниченной местности, поскольку их «тираж» не мог исчисляться тысячами.

Изобретение Гутенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием которого явился качественно новый этап развития рекламы. Тексты, написание которых раньше требовало многодневного и кропотливого труда, теперь могли подготавливаться достаточно быстро.

На протяжении второй половины XV века типографские предприятия, начало которым положил Гутенберг, распространяются по всей Европе.

Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофраста Реностно, открывшего в 1630 г. в Париже справочную контору, печатавшую рекламные объявления во "Французской газете". Первым рекламным объявлением, опубликованным в этой газете, считается объявление о награде за указание местонахождения 12-ти украденных лошадей. Появилось оно также и в одной из лондонских газет в 1650 г.

Немного позже газеты стали заполняться объявлениями торгового характера, в основном касающимися оптово-розничной продажи чая, кофе, шоколада и других продуктов питания.

После изобретения книгопечатания на городских стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные тексты (обращения), но и печатные листовки разнообразного содержания. Осваивались новые способы их распространения, например, выставление на всеобщее обозрение в расщепленном конце палки (прообраз современных транспарантов). В рабочих кварталах Парижа в XVIII веке была очень популярна листовка, рекомендующая недорогие винные кабачки в пригороде, где не взималась муниципальная пошлина.

В условиях массового потребления и высокой занятости населения реклама стала неотъемлемой частью экономики, заняв соответствующее место среди таких ее составляющих, как производство, финансирование, распределение и предпринимательство. .

Во многих странах созданы научно-исследовательские институты, где опытные специалисты, прежде всего психологи, разрабатывают теорию рекламного дела. Их услугами широко пользуются фирмы, проектируя рекламные кампании. Психологи заранее рассчитывают воздействие на прохожих, пассажиров, телезрителей каждой детали рекламы. Высоко ценятся юмор, афористичность текста. Так, в свое время огромный успех в США имела реклама одного универмага: «Если вы сами не знаете, что вам надо, зайдите к нам – у нас это есть».

Изучив появление и распространение рекламы в Древнем мире, Средних веках и Новом времени можно говорить о том, что формы современной рекламы возникли именно в эти эпохи и, если призадуматься, ничем не отличаются, за исключением, естественно, качества. Как и сейчас, реклама осуществлялась при помощи голоса, надписей на стенах (с изобретением книгопечатания – путем расклеивания листовок), вывесок, плакатов, в периодических изданиях, рекламных акциях (например, в виде праздничных шествий, фейерверков).

Глава 2

2.1 Типы норм литературного языка

В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

- лексические нормы или нормы словоупотребления - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа:

Неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей );

Нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, прошел все стадии развития человека );

Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России );

Употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе );

Смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы );

Неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду );

- грамматические нормы - это неcоблюдение норм слово- и формообразования (беспощадство, бессмертность, заместо), норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении (два знамя, на мосте, Я пошел к ему, ихний дом ) ;

- стилистические нормы - исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленных целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализаций принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию .

Специальными нормами письменной речи являются:

- нормы пунктуации предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием .

- нормы орфографии , которые занимают важное место в системе современного русского языка и в жизни грамотного человека. "Орфография – правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме".

Иванова В.Ф. пишет: "Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, облегчает пользование письменной речью. Правила орфографии включают выбор способов буквенного обозначения фонем и слов, а также употребление заглавных букв, перенос слов, их раздельное, слитное или полуслитное написание и др." ;

В России существует большая проблема формирования грамотности населения. Средства массовой информации играют в наше время одну из главных ролей в развитии культуры речи, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь, но часто мы наблюдаем обратное. Лингвисты уверены - орфографические ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.

В русском письме встречаются такие случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбрать правильное написание можно только опираясь на правило. Такое написание слова, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой. Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами. Орфограммы - буквы: пр и ехал, ра з делить; р а сти, ло ж ка; суч о к, земля н ой; в пол е , паш е т . Орфограммы – дефисы, пробелы: ко е-к ак; ел е-е ле; куд а-н ибудь, тёмн о-з елёный; сто л-т о; принес и-к а; н е д руг (а враг), в о диночку; в о-д а.

Чтобы правильно писать, нужно уметь быстро находить то место, где возможна ошибка. Подумать, выбрать правильное написание, применяя орфографические правила.

Наиболее "опасны", требуют особого внимания при написании :

1) безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании;

2) гласные после шипящих;

3) мягкий знак на конце слова после шипящих;

4) приставки на -з (-с);

5) суффиксы существительных, глаголов, прилагательных и причастий;

6) не с различными частями речи и др.

Причин появления орфографических ошибок несколько. Во-первых, неразличение звуков в слабых позициях. Во-вторых, не всегда возможно подобрать нужное проверочное слово: звук в слабой позиции нельзя соотнести со звуком в сильной позиции. В-третьих, трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бывают сложными, их не так-то легко установить.

В появлении орфографических ошибок также можно выявить определённую систему, основанную на плохом знании пишущим опознавательных признаков орфограмм, типов написаний, регламентаций (или правил) выбора нормативного знака. Итак, орфографическая ошибка указывает на 1) незнание орфографических правил, и 2) отсутствие практических навыков. По первому признаку орфографическая ошибка отличается от опечатки, которая появляется в печатном тексте бессистемно.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что орфографическая ошибка возникает в силу конкуренции буквенных и небуквенных знаков. Причины орфографических ошибок кроются в незнании системы орфографии, опознавательных признаков орфограмм. Только при совершенном владение нормами современного русского языка возможно вполне свободное общение между членами общества при помощи письменной речи.

Ежедневно нас окружает большое количество рекламы. Буквально повсюду: в печатных изданиях, в магазинах, и даже на остановках мы встречаем рекламу, целью которой является привлечение внимания потенциального покупателя. Но не всегда рекламодатели в погоне за прибылью соблюдают правила русского языка. Некоторые ошибки порой вызывают добрую улыбку на лице, а иногда и тревогу по поводу грамотности современного человека.

Мы решили провести исследование с целью определения уровня владения русским языком рекламодателями города Нефтекамска. В качестве объекта исследования были взяты рекламные тексты: объявления в газетах, уличная реклама и баннеры.

В результате поисков было найдено немало ошибок. Они встречались везде: в подъездах, магазинах, на улицах. А главное то, что рекламодатели просто не замечают их.

Первое место занимают орфографические ошибки .

Например, в вывеске магазина «Чемпион» ТЦ «Великан» встречается ошибка в слове чулочно носочные . Правильно следует писать через дефис – чулочно-носочные , т.к. это сложное прилагательное образовано от двух прилагательных – чулочный и носочный.

В объявлении мебельного магазина по ул. Строителей сложное существительное элит класс в сочетании с иноязычной приставкой «элит» следует писать через дефис – элит-класс .

В ценнике магазина «Три банана» существительное кАрмушка образовано от слова корм, поэтому слово следует писать через О – кОрмушка.

В объявлении офиса «Быстрые деньги» по ул.Ленина 38 в предложении «Моментальное одобрение в течениИ 30 минут» допущена ошибка – словосочетание «в течении (е)» имеет 2 значения – «в течениИ реки» и «в течениЕ времени». В данном случае следует писать «в течениЕ 30 минут».

На остановке «Автовокзал» в объявлении прилагательное « КуЯдинский» написано с ошибкой. Слово образовано от географического названия города КуЕда, поэтому и в прилагательное следует писать Е – КуЕдинского мясокомбината .

В названии вывески остановки «Поликлиника» в слове « ПоликлиННика » допущена ошибка – следует писать одну Н – поликлиНика .

В объявлениях на остановке «Поликлиника» было обнаружено несколько ошибок. В сочетании существительного час и частицы пол- допущена ошибка, слово следует писать слитно – полчаса .

В существительном скважЕн допущена ошибка, при склонении по падежам – скважИна, скважИны можно заметить, что в корне пишется И. Следовательно в существительном во множественном числе, следует писать с И – скважИн .

А слово зарОботная (плата) следует писать через А - заработная , т.к. оно образовано от слова рАбота .

Слово шифонер следует писать с Ь – шифонЬер .

В объявлении в «Пиццерии» по ул. Социалистическая 97 в наречии понастоящему также допущена ошибка, слово следует писать через дефис – по-настоящему (по – приставка, ему - суффикс).

На рекламном щите по пр.Комсомольский перед нами сложное слово, состоящее из 2 частей- иноязычной приставки «арома» и слов «масла», «лампы». Согласно правилам русского языка слова с иноязычными приставками пишутся через дефис – арома-масла, арома-лампы.

В Бизнес-центре висит объявление с ошибкой в глаголе находиться . Глагол следует писать без мягкого знака - находится , так как глагол относится к существительному 3 лица, ед.ч,м.р.

На подъезде по адресу: ул. Победы 7 В было обнаружено объявлении, в котором существительное прАдажа написано через А. Это словарное слово, правописание которого которое нужно запомнить и писать через О - продажа .

В газете « Метро » слово-исключение стИлю написано неверно, его следует писать через букву Е- стЕлю .

В рекламном плакате магазина «Аксарлак» глагол осчаСливь образован от существительного «счастье» и должен писаться с непроизносимой согласной Т – осчасТливь .

В объявлении магазина инструментов на здании Торгового дома «Европейский» по ул. Ленина, 35 перед нами сложное слово состоящее 2 частей - поэтому правильное написание должно совершаться через дефис – электро-бензо-пневмо-ручной инструмент .

Большое количество орфографических ошибок, допущенных в правописании слов, связано с незнанием или забыванием правил орфографии. При составлении текстов необходимо обращаться к словарям, вспоминать правила правописания, быть внимательными.

Второе место в нашем списке занимают синтаксические ошибки .

К примеру, в объявлении в ТЦ «Великан» в сложноподчиненном предложении « Место где хочется жить » следует поставить запятую перед союзом «где» - « Место, где хочется жить» .

Рекламный листок на двери подъездов по ул. Парковая содержит ошибку - в предложении содержится подчинительный союз, из-за этого здесь должна писаться запятая: « Если в дом пришла беда, звони !».

На рекламном плакате по ул. Ленина 34 в предложении «Доверие проверенное временем» должна быть запятая после слова «доверие» - «Доверие, проверенное временем».

Третье место в нашем списке занимают грамматические ошибки .

Например, в рекламе салона ремонта обуви на здании Дом быта в сочетании слов замков-молнИЯ допущена ошибка - несогласование падежей. Слово должно писаться грамотно - замков-молний .

В рекламе на здании магазина «Техно» по ул. Парковая в существительном тренера допущена ошибка при образовании множественного числа, значит, следует писать тренеры .

В целях исключения грамматических ошибок необходимо соблюдать правила грамматики, а по необходимости обращаться к справочникам.

Всего нами было найдено 24 ошибки: из них 18 орфографических, 4 синтаксических и 2 грамматических ошибок. Данные совсем не утешительны. Составителям рекламных текстов следовало бы повторить правила правописания, в случаи необходимости обращаться к словарям, справочникам, специалистам русского языка.

Среди учащихся 5-х классов было решено провести анкетирование. В обследовании участвовало 52 ученика. Цель анкетирования - выяснить, насколько хорошо ученики 5-х классов знают русский язык.

Анкета состояла из трех вопросов:

1)Как часто Вы обращаете внимание на рекламу?

3)Можете ли вы исправить их, применив свои знания?

На каждый вопрос было дано три варианта ответа.

На первый вопрос 19 человек ответили, что часто обращают внимание на рекламу, 6 человек ответили, что вообще не обращают внимания на рекламу, а 27 человек лишь иногда просматривают рекламу.

На второй вопрос 28 человек ответили, что замечают ошибки в рекламных текстах, 6 человек не обращают внимания на ошибки и 18 человек иногда замечают ошибки.

На третий вопрос 31 человек ответил, что может исправить ошибки в рекламных текстах, применив свои знания, 7 человек признались, что не могут исправить ошибки, а 14 человек не всегда способны исправить ошибки с помощью своих знаний.

Анализируя печатную рекламу города Нефтекамска, можно признать, что ее природа парадоксальна: стремясь быть образцовой, воплощая кодифицированную норму, она все же содержит орфографические, грамматические и синтаксические недочеты. Работая над языком и стилем текста печатной рекламы, авторам двигателя торговли следует улучшить словесную форму произведения, устранять «помехи» в восприятии текста, а при необходимости – обращаться к словарям и справочникам, которые позволят избежать нелепых ситуаций.

Заключение

Итак, в ходе исследования мы выяснили, что реклама, как двигатель торговли известна уже много веков, однако с течением времени она становится источником ошибок различного типа.

Чаще всего встречаются нарушения орфографических норм, которые порой сбивают с толку, поскольку текст становится непонятным и двусмысленным ввиду безграмотности автора текста. Нередки грамматические и синтаксические ошибки, они говорят о незнании рекламодателями норм современного русского языка.

В целом, мы пока не можем говорить о падении нормы в языке газетной рекламе. Проведенный социологический опрос показала, что люди следят за объявлениями и вывесками, а также с легкостью могут исправить ошибку, если она появится.

Соблюдение норм является очень важной для развития профессиональных качеств и навыков. Бесцельное, неумелое, не вызванное крайней необходимостью употребление средств языковой экспрессии может повредить восприятию рекламы, ее усвоению, действенности, даже вызвать у слушающих речь реакцию, противоположную желаемой.

Изучение языковых норм в наше время не утрачивает своей актуальности. Наоборот, курсы по изучению орфографии русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей.

Часто речевые ошибки связаны с нарушением грамматических норм: морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений.

Список использованной литературы

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 432 с.
  2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – 6-е изд. – М.: Логос, 2001. – 527 с.
  3. Лекант П.А. Современный русский литературный язык: Учеб. пособие. – 5-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – 462 с.
  4. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. - Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.
  5. Соловьев И.Н. М.: Оникс, Мир и Образование, 2009. - 160 с.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На дворе XXI век, реклама развивается и, пожалуй, достигает своего расцвета. Реклама настолько внедрилась в нашу жизнь, что каждый день, когда едем на работу, идем в школу мы видим рекламные щиты, вывески, объявления. Точно то же самое происходит, когда включаем телевизор. Везде в нашем мире присутствует реклама.

Как говорил советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин: «Речь - это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Речь - способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации. Организация речи должна быть правильной, только тогда мы будем получать достоверную информацию. Реклама - это информация. К сожалению, источники рекламы не отличаются языковой точностью.

Цель данной исследовательской работы - выявить орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки в текстах рекламной продукции наметить пути их искоренения.

Задачи исследования:

Проанализировать исследуемый материал;

Выявить причины появления распространенных ошибок в рекламе.

Объектом исследования данной работы являются всевозможные рекламные объявления, щиты, вывески.

Предмет исследования : орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.

Гипотеза :в связи с распространением и развитием рекламы ее орфографический режим нуждается в контроле и коррекции;

Основные методы и приемы: сбор информации (рекламные объявления с ошибками), анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.

Материал для исследовательской работы был взят с рекламных щитов, висящих на улицах нашей страны.

Жизнь современного человека без рекламы представить невозможно. Реклама — динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. На протяжении веков она сопровождает человека. Содержание и характер рекламы меняются вместе и под воздействием изменений форм и способов организации уклада человеческой жизни. Главными факторами развития рекламной деятельности являются потребности производства, торговли и финансов, форма государственного правления, цели различных религиозных конфессий, политиков и простых граждан. Кроме всего прочего, реклама - это часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим внутренним законам.

Уже древние торговцы налаживали связи со своими покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Не случайно слово «реклама» происходит от латинского reclame (reclamare) — возобновлять крик, снова кричать, звать, выкрикивать.

Если заглянуть в историю, то можно узнать, что своеобразная реклама существовала еще в античные времена. Протореклама явилась первичной формой коммерческих коммуникаций, которая объединяет первичные формы коммуникационных средств, получивших с течением времени свое самостоятельное развитие. В качестве элементов проторекламы мы можем выделить зачатки таких ныне развитых форм маркетинговых коммуникаций, как реклама (в том числе личностная, коммерческая, политическая и др.), прямой маркетинг, стимулирование сбыта, ярмарки, спонсорство и пр.

В Древней Греции и Древнем Риме преобладали устные варианты рекламных текстов. К ним относились выкрики торговцев, которые впоследствии даже выделились в отдельный жанр. Письменная реклама в Древнем мире не получила достаточно широкого распространения. Вероятно, это связано с относительной немногочисленностью грамотных людей, дороговизной написания проторекламных текстов и дефицитностью их носителей (папируса и пергамента). У древних римлян были распространенны торжественные процессии, которые служили завершением триумфальных событий. Можно сказать, что эти процессии, включали в себя элементы рекламы: хвалебные речи, демонстрацию трофеев, добытых в сражениях. Той же цели и с не меньшей эффективностью служили торжественные восхваляющие надписи в честь правителей и полководцев, которые римляне высекали не только на статуях, но и на фронтонах триумфальных арок, возводившихся по случаю чествования воинов-героев. Так наглядно и осязаемо демонстрировалось могущество римской державы, оказывая огромное положительное воздействие на патриотические чувства граждан.

К этим средствам вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях и т. д. Посредством молвы сведения о качестве производимых и продаваемых товаров распространялись иногда на достаточно большие расстояния, стимулируя древних предпринимателей заботиться о своей доброй репутации. Формирование благоприятного образа продавца уже изначально являлось одной из основных целей проторекламы. В дальнейшем хорошая репутация работала на ее владельца.

Таким образом, уже в период античности наблюдается активное развитие рекламного процесса в устных и предметно-изобразительных формах. Помимо этого имеются свидетельства регулирования рекламной деятельности со стороны властных структур, требования соблюдения правдивости и достоверности в рекламных сообщениях.

В Средние века четко прослеживается стремление к профессионализации рекламы. Большое значение приобретает рекламная деятельность городских глашатаев и рыцарских слуг - герольдов. Появляется профессия стационарных зазывал, в обязанности которых входило привлечение покупателей в торговые лавочки, трактиры, мастерские ремесленников и реклама товара.

Книгопечатание привело к изменению форм рекламы и создало предпосылки для новых жанров. Появляются такие формы рекламы как печатный листок, прейскурант, каталог, проспект. Происходит изменение способа изготовления и соответственно вида уже ставших привычными рекламных продуктов, например, афиш, вывесок, эмблем, они стали печатными.

XIX - XX века прошли под знаком технического прогресса. Новые изобретения человечества, такие как фотография, кинематограф, радио изменили привычные форма рекламы, сделали ее более разнообразной, а главное массовой, доступной одновременно огромному числу людей.

К рекламированию привлекаются все возможные виды искусства. Особое значение приобретает жанр плаката, достигший своего расцвета именно в это время. Дифференциация стилей искусства способствует становлению оригинальных рекламных стилей. Рекламная деятельность приобретает творческий характер.

Появляется тенденция к специализации рекламной деятельности. Продолжается развитие информационных агентств, использующих возможности прессы для рекламирования. Начинают проводиться массированные рекламные кампании, в которых применяются новые формы рекламирования. В частности, особое внимание уделяется упаковке товара, придумываются слоганы, сочиняются джинглы. Постепенно информационные агентства превращаются в рекламные агентства современного типа, применяющие весь набор рекламных средств, составляющие полный цикл рекламирования товара.

В Европе в рекламных целях устраиваются промышленные выставки, многие их которых приобретают международный характер. Производители могли за счет проведения таких выставок расширить границы сбыта своего товара, а система вручения медалей за качество являлась мощным рекламным средством.

Развитие рекламного процесса в российском государстве проходило по тому же пути, что и в Западной Европе. Однако отличительные особенности русской культуры наложили свой отпечаток на типы и формы рекламирования. Аналогом европейских глашатаев на Руси были бирючи, упоминаемые в «Повести временных лет» уже с 992 г. Фольклорная устная реклама представляет собой богатейший пласт русского народного творчества. Известно рекламное творчество разносчиков товара (они назывались «коробейники», «офени»), стационарных зазывал, ярмарочных торговцев, «балаганных дедов» (ряженых зазывал на балаганные зрелища), все они внесли весомый вклад в дело становления рекламирования в России.

Рекламное изобразительное искусство изначально было представлено в русском государстве «лубком». Лубок — это картинка с емким и доходчивым образом, изображающая сюжеты торговой, религиозной, социальной и политической рекламы. От лубка берут начало и другие жанры изобразительной рекламы, в частности, плакат. В конце XIX — начале XX вв. лубочный стиль был востребован художниками примитивистами М. Ларионовым, Н. Гончаровой, а так же К. Малевичем и в Окнах РОСТА В. Маяковского.

Афиши, вывески, плакаты - все они, так или иначе, были представлены в России, как один из видов рекламы, однако, своего расцвета они достигают в творчестве художников объединения «Мир искусства», которые создавали не только выдающиеся произведения изобразительного жанра, но и многие шедевры рекламы.

Печатная реклама, известная в русском государстве с XVII в. со времени реформ Петра I становится довольно широко распространена. Появляются печатные афиши, летучие листки, затем газеты, театральные программки, буклеты, каталоги, визитки, рекламные карточки и вкладыши. Реклама в российской прессе имеет те же особенности развития, что и в Европе и США. В XIX в. начинается переход от печатания объявлений к масштабным рекламным кампаниям, происходит коммерциализация прессы, профессионализация рекламы, что выразилось в создании рекламных агентств, наиболее известным из которых была фирма Л. Метцеля.

Развитие торговли и промышленности в России привело к появлению таких видов рекламы как торговые знаки, фирменные марки, упаковка, этикетка, деловые бумаги на фирменных бланках и др. Все они, имея внутреннее сходство с аналогичными видами рекламирования в Европе и США имели свои отличительные особенности, обусловленные возможностями и задачами отечественной экономики и традициями русской культуры.

Изменения, произошедшие в России с приходом к власти большевиков в октябре 1917 г., наложили свой отпечаток и на процесс развития рекламы. В. И. Ленин и руководство большевистской партии очень хорошо понимали роль агитации, пропаганды и рекламы в деле управления государством. Задача удержания власти предполагала установление контроля над информационным пространством, поэтому в числе первых были выпущены «Декрет о печати» и «Декрет о введении государственной монополии на объявления», которые запрещали все печатные издания, а также передавали государству монопольное право на информацию не только в политической сфере, но и в сфере экономики и торговли.

В период Новой экономической политики (НЭПа) государство отказывается от принципа монополизации торговли и промышленности, оставляя под своим контролем только крупное производство, внешнюю торговлю и рекламу. Монополия на осуществление рекламной деятельности была закреплена за государственными предприятиями законодательно. Создаваемые государственные рекламные агентства, хотя и выполняли заказы частных рекламодателей, основной своей задачей все же считали продвижение товаров государственных корпораций. Коммерческая реклама в этот период выполняет значимые для власти политические и идеологические задачи, что прослеживается через всю историю Советской России.

Индустриализация СССР и переход к плановому хозяйству изменили не только структуру экономической деятельности, но и основы рекламирования. Если в западном обществе реклама помогала ориентироваться потребителю на рынке товаров и услуг, то в плановой советской экономике при низкой покупательской способности населения и отсутствии конкуренции рекламная деятельность имела задачу формирования спроса на продукцию государственных предприятий.

Реклама в СССР теснейшим образом была связана с задачами агитации и пропаганды. Яркие примеры политической и социальной рекламы, созданные в Советском Союзе, актуальны и сегодня. Рекламные плакаты периода Великой отечественной войны — это лучшие образцы социального рекламного творчества.

Социально-экономические изменения, произошедшие в России, распад СССР, переход к рыночным реформам совершенно изменили подходы к рекламированию. Свобода слова, отмена цензуры позволили использовать для рекламы самые разнообразные сюжеты и предметы рекламирования. Процесс приватизации собственности, возникновение «финансовых пирамид» происходили при помощи широкомасштабных рекламных кампаний таких как реклама финансовых компаний и банков «МММ», «Русский дом Селинга», «Русская недвижимость», «Хопер-инвест», «Гермес», «Московская недвижимость», Банк «Империал» и др. Социально-культурные условия развития постсоветского общества способствовали огромной популярности рекламных роликов данных компаний и успеху их деятельности, связанной, к сожалению, с мошенническими технологиями.

Спад производства во всех отраслях народного хозяйства и открытие российского рынка для зарубежных товаров привели к экспансии транснациональных корпораций, которые проводили мощные рекламные кампании своих продуктов. С 1995 года в качестве лидеров рекламных бюджетов надолго обосновались на российском телевидении Cadbury, Procter&Gamble, Mars, Wrigley, Stimorol, Nestle. Первенствующее положение на рекламном рынке прочно заняли марки потребительских товаров и, соответственно, продвигающие эти марки фирмы. Первоначально они использовали уже опробованную на мировых рынках рекламу, но затем перешли к созданию отечественных роликов, ментально близких потенциальному российскому потребителю.

На рекламном рынке представлены тысячи как отечественных компаний, так и зарубежных, выполняющих заказы рекламодателей, используя все доступные средства рекламирования. Прочные позиции на рекламном рынке занимают телевидение, радио, пресса, но семимильными шагами развивается интернет-реклама. Ни одна фирма не осуществляет свою деятельность, обходясь без услуг рекламирования. Реклама стала неотъемлемой частью жизни всего российского общества, а процесс перехода к информационному обществу делает рекламу не только «двигателем торговли», но и культуры. Но языковая культура, проявляющаяся в рекламе, выражает и уровень языковой культуры населения. Что же мы видим?

II. Орфографические ошибки в объявлениях

Чаще других встречаются орфографические ошибки. Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма. Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

Или же еще один пример, рекламный щит сообщает о том, что компания устанавливает «Аллюминевые витражи и балконы» (м. «Савеловская» г. Москва). Допущены ошибки в слове «алюминиевые», где в корне попросту не нужна удвоенная Л, так же распространители рекламы забыли один из суффиксов этого слова - И.

Правописание приставок тоже отставляет желать лучшего. Нельзя забывать, что любая часть слова имеет значение как грамматическое, так и лексическое. На улице Расковой д.5, около «Банка Москвы» есть небольшое кафе с вывеской «Разливные напитки». На первый взгляд ничего особенного. Но есть четкое разделение значений приставок рас-рос в подобном употреблении: если подразумевается, что напитки наливают с собой, то это называется «Напитки в рОзлив», причем приставка здесь находится под ударением, а приставка рАс (з) - при похожем употреблении обозначает, что из напитки сделали лужу на полу! Не более и никак по-другому!

Правила правописания предлогов в русском языке довольно просты: надо запомнить, какие предлоги пишутся через дефис, какие слитно, а какие раздельно. Предлог «вне» пишется раздельно, так как между предлогом и существительным мы можем вставить слово, например: вне длинной очереди».

Но больше всего удивляет наличие таких ошибок на телевидении, в частности, в заставке новостей «Первого канала» 1-го сентября: «Здраствуй , школа!». Увидев, такую элементарную ошибку сразу хочется отправить сотрудников канала снова в школу!

На втором месте по частотности ошибок в рекламной продукции - грамматические ошибки. Для того чтобы говорить о грамматических ошибках разберёмся - что это вообще такое? Грамматические ошибки - это несоблюдения норм в образовании слов и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

В первом объявлении мы видим неправильное использование существительного «брюки» во множественном числе. Правильным написанием данного слова является «брюк». Эта ошибка довольно часто допускается в обыденной речи людьми: например, много «чулков» - вместо «чулок», много «носок» вместо «носков».

В следующих примерах мы видим типичный пример тавтологии: аптечный - аптека, молоко из молока.

Возможно, подобные «недочёты» допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова (точнее исковерканные!), обороты, употребления слов в несвойственных им значениях.

Грамматические ошибки невольно отражаются на адекватности восприятия лексического значения слов. Примером таких ошибок может служить рекламный стенд на рынке с надписью: «Плов из Темирязева ». Данная надпись имеет двоякий смысл, так как слово «Тимирязев» может иметь два значения: либо это фамилия русского физиолога, из которого создатели решили сделать свой плов, либо же это название имеет местность, из которой и пошел такой вкусный плов. Но это не говоря о том, что «Темирязев» пишется через И .

Или же компания «Bosch»решила прорекламировать свой новый холодильник надписью: «Новинка! Холодильник для кастрюль и 3-х литровых банок». Так же возникает двоякое понимание этой фразы, а именно что холодильник только для кастрюль и всего для трех банок по литру. Или же туда помещаются и кастрюли, и трёхлитровые банки. Такого рода ошибки находятся на границе грамматики и стилистики.

IV. Пунктуационные ошибки в объявлениях

Пунктуация - раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки.

Пунктограммы помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему - точнее понять текст и выразительно прочитать его.

Примеры таких ошибок вывеска «Всегда свежее потому что рядом». Отсутствует запятая после слова «свежее», так как перед союзом «потому что» всегда ставится запятая.

Или рекламный щит (нотариальная контора в г. Тобольске) «Невыплата заработной платы является преступление за которое предусмотренно, наказание сроком до 5 лет». Неправильно поставленные знаки в сложноподчиненном предложении… К тому же слово «предусмотреННо» надо писать с одной Н, так как в данном контексте это краткое причастие. Напрашивается вопрос: какова компетенция работников конторы?

Субъективными являются следующие причины:

    незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания;

    не владение синтаксическим и смысловым разбором предложения.

Приведенные примеры пунктуационных ошибок, конечно, не в такой степени отражаются на смысле изречения, но любому грамотному человеку вряд ли захочется воспользоваться товарами или услугами, если при их рекламе допущены пунктуационные ошибки на правила, которые изучаются как азы в средней школе!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав собранный материал по заданной проблеме, мы выяснили, что ошибки в наружной рекламе, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных, грамматических и стилистических норм, - результат безграмотности «авторов». Больше всего среди них оказалось орфографических ошибок, что говорит нам о том, что создатели таких рекламных объявлений плохо знают элементарные правила русского языка, имеют небольшой уровень начитанности и в большинстве случаях создания рекламы с ошибками, скорее всего они просто невнимательны.

Выявленные ошибки связаны с безответственным отношением рекламодателей к своей работе.

Создатели рекламы часто игнорируют широкую возможность использования знаков препинания, т.е. не расставляют их в сложных предложениях, при однородных членах, в предложениях с обособленными членами предложения, с обращениями, что, скорее всего, является следствием незнания пунктуационных норм или нежелания «утяжелять» текст. Грамматические связаны с малым уровнем начитанности авторов реклам.

Надеемся, что наша исследовательская работа хоть как-то поможет создателям рекламы следить за правописанием своих текстов. И в дальнейшем такой неграмотной рекламы не будет вообще.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Волошин П. О том, что еще можно делать на диване // Рекламный мир. - 2000. - № 7. - С. 27.

3. Крылов И. В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. - М.: Центр, 1998.

Определение 1

Одним из требования к языку рекламного текста является его нормативность, то есть соответствие нормам того языка, на котором пишется текст. Основной характеристикой любого языка является нормативность. Выделяют орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные, синтаксические, лексические, стилевые нормы. Нарушение любой из этих норм является ошибкой.

Виды ошибок в рекламном тексте

  • орфоэпические (неверное произношение)
  • лексические (нарушение сочетаемости слов в рекламном тексте, употребление слов в несвойственном значении)
  • орфографические (нарушение правописания)
  • пунктуационные (неверная расстановка знаков препинания)
  • синтаксические (неверная построение предложений)
  • стилевые нормы (употребление несвойственных стилю слов)
  • графические (неверное начертание)
  • морфологические (неверное образование слов и их форм)

Но специфическая функциональная нагрузка рекламных текстов, диктует особый подход к понятию ошибки в тексте рекламы.

Особенности подхода к выявлению ошибок в рекламном тексте

  • разница между языковыми и речевыми нормами, допускающими некоторое отклонение от строгой языковой системы, с целью создания риторического или стилистического приема;
  • ошибка может носить намеренный характер.

Нарушение норм языка в рекламном тексте в большинстве случаев является намеренным. Такие случаи из разряда «ошибки» переходят в разряд «прием». Нередки случаи, когда аудиторией не воспринимается цель нарушения нормы; если нарушение распознано, но его замысел не воспринимается – это неудачный прием.

Рассмотрим некоторые из этих приемов подробнее.

Прием лексической ошибки в рекламном тексте

Если нарушение лексической нормы в рекламном тексте допущено намеренно, оно, скорее всего, используется для придания тексту краткости или экспрессивности. Кроме того этот прием призван повысить запоминаемость рекламного текста: привычная носителю языка фраза, соответствующая всем нормам, вряд ли быстро укрепиться в подсознании, да ещё и с привязкой к бренду, а вот нетрадиционное употребление языковых единиц выделяет текст из объёма всей повседневно воспринимаемой информации, делает его непохожим на другие, обращает на себя внимание.

Пример 1

Традиционно считается нарушением нормы и показателем «бедности» языка наличие в тексте повторов. Но в рекламном тексте они активно используются как средство концентрации внимания на определенных словах, например: «Чистота? чисто Тайд»

Прием стилевой ошибки в рекламном тексте

Достаточно часто в рекламе встречаются не принадлежащие литературному языку просторечия, разговорные или сленговые слова и обороты. Употребление сленговых элементов обусловлено тем, что авторы рекламных текстов ориентируются на языковую и культурную компетенцию потенциальных потребителей и стараются говорить на близком им языке.

Пример 2

Все приведённые примеры созданы для молодёжной аудитории, и употребление молодежного сленга в них вполне оправдано.

Прием орфографической ошибки в рекламном тексте

Пример 3

«Под паrusами вкуса!»

«Nейтральная Zона» в названии одноименного напитка.

В некоторых случаях нарушение графики и орфографии обусловлено желанием авторов вписать наименование бренда в текст рекламы, что вовлекает аудиторию в некую языковую игру:

Пример 4

Аналогичные цели преследует и нарушение графических норм в рекламных текстах.

Прием морфологической ошибки в рекламном тексте

Пример 5

Нарушение литературной нормы в рекламном тексте не всегда оправдано и обосновано. Так в рекламе кофе Нескафе на экран выводится слоган «Кофе как в кофейне» без запятой, что является грубым нарушением пунктуационной нормы, которое не несёт никакой функциональной нагрузки. В этом случае имеет место обыкновенная ошибка. Подобные примеры встречаются в рекламных текстах, но они единичны, обычно свойственны для рекламных текстов местного значения. В рекламе федерального масштаба нарушения норм, как правило, являются элементом креатива.

Обеспокоенные сохранение чистоты языка активисты даже предлагали ввсести и законодательно закрепить штрафы за ошибки в рекламных текстах, но пока эта инициатива не нашла поддержки.

Программы